09.09.16. Новый сайт ПГП на PGPALATA.RU >>
08.09.16. Павел Селуков: «Пермские котики станут жителями Европы» Подробнее >>
08.09.16. Пермяки продолжают оспаривать строительство высотки у Черняевского леса Подробнее >>
08.09.16. В Чусовом появятся 54 контейнера для сбора пластика Подробнее >>
08.09.16. Жителям Перми расскажут об управленческих технологиях и их применении в некоммерческом секторе Подробнее >>
08.09.16. Пермские общественные организации могут обновить состав Комиссии по землепользованию и застройке города Подробнее >>
07.09.16. Историческое общество намерено помочь пермяку, осуждённому за реабилитацию нацизма Подробнее >>
07.09.16. До открытия в Перми «Душевной больницы» для детей осталось чуть больше полугода Подробнее >>
06.09.16. В Перми на Парковом проспекте открылся новый общественный центр Подробнее >>
06.09.16. Павел Селуков: «Мой гепатит» Подробнее >>
Петр Вайль «Слово в пути»
Петр Вайль - особое явление в современной литературе. Именно в литературе, а не в журналистике. Хотя вся его жизнь и была связана с журналистикой. Да и сами книги стилизованы под сборник журналистских статей. Но эти сборники внешне не связанных (кроме единого замысла) между собой личных впечатлений и размышлений рождают какое-то особое мироощущение, создают иную реальность, которую не хочется покидать, а, наоборот, хочется продолжать оставаться в ней, перечитывая (вернее, перечувствуя) заново и находя все новые и новые оттенки возникающей в воображении палитры красок.
Если оставить в стороне филологический анализ его литературных работ, а попытаться описать появляющийся при их прочтении образ, то это больше похоже на разговор с интересным человеком. Именно на разговор, а не рассказ.
Все это более чем верно в отношении «Слово в пути». «Слово в пути» - сборник журналистских работ Петра Вайля разных лет. Все их объединяет только жанр путевых заметок, но это лишь избранный автором стиль. Перемещаясь по воле автора в то или иное место, попадая в ту или иную ситуацию, читатель получает не просто сумму его личных впечатлений или описаний экзотических событий, а погружается в дух этого места, переживая свои личные впечатления (или, вернее, воображаемые впечатления).
Почему так происходит? Можно строить разные гипотезы. Но одна из них наиболее привлекательна, и, наверное, близка к истине. Читатель у Вайля оказывается не просто покорным слушателем, а становится собеседником. При этом беседа происходит не только с самим автором (хотя и с ним тоже). Сам автор играет скорее роль посредника. Третьей стороной в диалоге становится некий дух места (genius loci), в котором оказывается и автор, и читатель. При этом читатель - не просто конечное звено в цепи «место – автор – читатель», получающий в сухом остатке набор личных впечатлений и пристрастий автора или сухих исторических фактов. Как в знаменитой «игре в бисер», созданной воображением такого же поклонника культурного контента, как и Вайль, читатель оказывается волен выбирать, строить диалог между тем, что отвечает его пристрастиям, и тем, что предлагает ему автор. Так автор усиливает иллюзию реальности присутствия в разных географических объектах. Только путешествие происходит не в физическом, реальном пространстве, а в культурных пластах, рожденных человеческим духом и страстями.
И недаром «путешествия по Вайлю» неразрывно связаны с едой, процессом приема и приготовления пищи. К приготовлению еды нельзя подходить второпях и в спешке. Пронизывание духом места невозможно без понимания того, как человек научился есть. И пусть интернационализм и глобализация все больше и больше стирают эту уникальную, раскрывающую аромат и особость мест и людей, с которыми встречаешься в путешествиях. Но последствия глобализации сами становятся частью общемирового процесса переселения народов, который, как кажется автору, не может стереть и поглотить genius loci, а обогащая его, сам постепенно пропитывается и проникается им. Пусть это происходит незаметно и не спеша, но также неизбежно, как и процесс кристаллизации любого предмета, долгое время без движения находящегося на одном и том же месте. Главное - не торопиться.
«Если бы у меня было столько денег, чтобы о них не думать, я
бы очень медленно путешествовал по миру. Приезжал бы в какое-то место, снимал жилье, ходил на
рынок, пытался болтать с торговцами, готовил тамошние блюда, листал местные
газеты, вперялся в телевизор, болел за городскую футбольную команду. Потом,
через несколько месяцев (а может, лет), уезжал, узнав довольно много о них - из любопытства, и еще больше о себе -
из настоятельной внутренней потребности. Потребность эта есть у каждого, только
не все сознают и не все признаются» (Петр Вайль).